Нашблог
An ambitious dedicated team focused on making your brand look great.Get in touch.

Бренд, брендинг и айдентика. Разбираемся в терминологии

Бренд, брендинг и айдентика

Чтобы развиваться в бизнесе, нужно говорить на универсальном языке и понимать, какой смысл деловой партнёр вкладывает в каждое слово. В статье поговорим о понятиях бренд, брендинг и айдентика. Все три термина относятся к сфере брендинга, маркетинга и бизнеса. В то же время ни одно другое сочетание родственных, но не идентичных слов не порождает столько ложных смысловых комбинаций и интерпретаций.

 

Бренд – это метафизика

Бренд – это нематериальные образы, ценности, ассоциации, возникающие в сознании потребителя. Ожидания и надежды, которые люди возлагают на товар, предлагаемый компанией. Изменение ценностных ориентиров и желаний после соприкосновения с брендом или напоминания о нём. Разница в настроении и эмоциях, то новое, вдохновляющее и мотивирующее, что рождается после покупки.

Люди воспринимают сильные бренды как пропуск в особый мир, присутствие в котором иногда важнее самого процесса потребления. Так происходит потому, что энергетика бренда проецируется на покупателя, передает ощущение силы, принадлежности к чему-то красивому и значимому. Точно так же как бренд помогает компании заявить о себе на фоне многочисленных конкурентов, он дает покупателю возможность выделиться, продемонстрировать особый взгляд на мир или статус.

 

Брендинг – это процесс

Если бренд – сложившийся уровень восприятия, доверия и отношений между компанией и её клиентами, то брендинг – всегда процесс. Это заданная стратегией эволюция, непрерывное развитие бренда усилиями маркетологов, топ-менеджмента и партнерского агентства. Другими словами, длительное целенаправленное формирование путём создания новой ценности (материальной или эмоциональной) «обещания», повышающего привлекательность бренда в сознании потребителя.

Этапы брендинга:
1. Исследование: бизнес, рынок, потребитель. Исследование бизнеса и рынка. Анализ рынка, факторы и тенденции развития, классифицируют игроков на рынке, исследуют конкурентов, продукты и сервисы. Определение и исследование целевой аудитории – сегментация и анализ психологических типов, выявление проблем, мотивов, ценностей, интересов, потребностей, разработка УТП.
2. Бренд стратегия. Формирование платформы бренда, тональности и стиля общения с ЦА, миссия и ключевая метафора бренда, позиционирование бренда.
3. Пользовательский интерфейс бренда (айдентика или фирменный стиль).Проработка внешнего интерфейса – визуальных и вербальных атрибутов. Сюда входят нейминг, слоган, логотип, дескриптор, логотип, разработка всех необходимых носителей фирменного стиля.
4. Паспортизация бренда. Разработка паспорта стандартов бренда, руководства по фирменному стилю, гайдлайны, мерч-бук, кайт-бук и т.п.
5. Внедрение (реализация) фирменного стиля. Разработка коммуникационной стратегии. Продвижение бренда с помощью рекламных кампаний и визуальных атрибутов. Через все необходимые и доступные каналы коммуникаций.

Процесс брендинга — это сообщение пользователю о характеристиках, ценностях и атрибутах, которые разъясняют, что такое конкретный бренд. Чтобы донести это сообщение на помочь приходит элементы айдентики бренда (вербальные и визуальные). Мы можем различать следующие типы брендинга:
— Товарный брендинг 
— Брендинг услуг, или сервисный брендинг 
— Корпоративный 
— Брендинг работодателя (HR branding) 
— Политический брендинг 
— Брендинг территории 
— Ритейл-брендинг 
— Персональный брендинг

 

Айдентика бренда — это то, что мы можем видеть.

Айдентика бренда -  это внешний визуальный интферфейс бренда. Всё то, что потребитель видит, слышит, воспринимает органами чувств. За скобками остаются любые нематериальные элементы – лояльность, доверие, отношение, ценности. Таким образом, айдентика – это один из элементов и этапов брендинга. На её формирование влияют результаты исследований и готовая платформа бренда.

Айдентика как визуально или вербально осязаемая часть бренда способна влиять на отношение к компании. Она подпитывает доверие, углубляет дифференциацию, усиливает миссию и концепцию бизнеса. Айдентика действует через любые носители фирменного стиля и рекламные коммуникации: рекламная полиграфия, цветовая гамма, логотип, визуальные сигналы, воплощенные в макете, композиции, упаковка, сайт и социальные медиа. Это язык бренда, который доносит до потребителей послание бренда, его сущность и позиционирование. Сложность и количество элементов айдентики зависят от типа бизнеса и каналов коммуникации клиента и компании.

При разработке айдентики перед дизайнером стоит задача поиска визуальной метафоры созвучной позиционированию, уникальности и истории бренда. Необходимо вызвать интерес, целенаправленно привлечь внимание. Каждый новый виток в развитии визуальных символов должен дополнять и обогащать все, что было раньше сделано. Соответствовать актуальным данным маркетингового анализа, платформе бренда и стратегии коммуникаций. Элементы айдентики работают как призыв, напоминание, подкрепление. Название, логотип, цвет , кейвижуал действуют глубже, чем простое визуальное изображение.

К элементам идентификации бренда относятся вербальные и визуальные коммуникации. Вербальные инструменты проявляются через имя (бренд-нейм), слоган, мелодию, дескриптор, интонации и стиль общения.

К визуальным коммуникациям относятся:
— Логотип – композиция, использование, размещение на разных фонах, положение дескриптора и слогана.
— Цвет, фон, графика – фирменные цвета и комбинации, фон, графические элементы и композиции.
— Шрифты и типографика, шрифтовые блоки.
— Фирменная документация – визитки, бланки, конверты, папки.
— Упаковка товара – оформление отдельных предметов и коробок, этикетки, наклейки.
— Картинки и иллюстрации – фотографии, изображения, фирменные иконки.
— Диджитал – внедрение айдентики на сайт и в социальные медиа, шаблоны презентаций, веб-баннеры.
— Рекламные коммуникации – POS, рекламная полиграфия, стенды, листовки, буклеты.
— Сувенирная продукция и промо-носители. Одежда, оформление транспорта, накопительных карты и карты лояльности.
— Бренд в окружающем пространстве. Вывески, витрины, указатели, таблички, флажки, элементы оформления интерьера или выставочного стенда.

Основная задача айдентики бренда – объединять разрозненные вербальные и визуальные элементы в единую систему и определять правила их использования. Лучшие варианты айдентики способствуют продвижению бренда компании, через дизайн формируют желаемое отношение клиентов.

Существует колоссальная разница между эффектными, но не всегда эффективными внешними атрибутами (логотипом, фирменным стилем) и ёмким, фундаментальным понятием бренда. Созданию сильного бренда всегда предшествует глубокий маркетинговый анализ и разработка платформы. Только целенаправленный брендинг как процесс придаёт айдентике, или визуальному фирменному стилю, харизму и способность мощно воздействовать на потребителей, увеличивая лояльность аудитории и прибыльность бизнеса.