
В соседней статье мы рассказали, про этапы разработки нейминга и обещали подробнее раскрыть именно этап самой разработки нейминга. То есть мы прошли этапы бизнес аналитики и исследований – бренд аналитика, брендинговые исследования и разработка платформы бренда. Именно на основании бренд-платформы и позиционирования, имея перед глазами четкое понимание структуры рынка, конкурентное окружение, потребности целевой аудитории можно превращать позиционирование в описательный образ. Описательный образ в виде набора метафор, ассоциаций, визуальный ряд. Далее, через метафоры и ассоциации креативятся различные концепции нейминга.
Вне зависимости от типа бизнеса, уровня и масштаба компания креативные примеры одинаковые для любого бренда. Разница только в бренд-платформе и позиционировании. Для создания названия, которое будет соответствовать всем требованиям, существует множество методов. Этот процесс требует креативного подхода. Рассмотрим основные креативные приемы генерации и типы названий.
К этому типу относятся бренды, созданные более 100 лет назад. Раньше компаниям давали имя основателя. Пример: Heinz, Ford, Heineken и многие другие. Этот прием эффективен и в наши дни. Когда основатель бизнеса дает свое имя — это своего рода гарантия качества, личная ответственность («Тинькофф», «Дымов», марка «Б. Ю. Александров», «Студия Артемия Лебедева», «Махеевъ», «Лаборатория Касперского», «Петрович» и т. д.).
Неологизмы, фантазийные слова — новоизобретенные и несуществующие слова.
Можно взять за основу существующие слова и составить из них новые. А можно придумать слово совсем с нуля. Придумать такое слово, чтобы фонетически звучало релевантно позиционированию и раскрывало суть бренда. Образно, говоря наша компания, как:
- строгая и четкая, как немецкий авто
- плавная и гибкая, как ассана в йоге
- стабильная, как камень
И т.п.
Сложность заключается в том, что в самом начале наименование компании не будет ничего выражать для потребителя. Нужно приложить много сил, чтобы, во-первых объяснить смысл, который был вложен в это слово, во-вторых сделать его нарицательным именно для продукта предприятия. Если случится успех, то потом эта выдумка станет уникальным неймингом.
В этом методе нейминга могут быть использованы сокращения названий, аббревиатуры и акронимы. Отсекаем часть слова и получаем название. Intel — компания, которая разрабатывает электронные и компьютерные устройства, получила свое название благодаря этому методу. Ее основатели Боб Нойс и Гордон Мур взяли первые части слов от INTegrated ELectronics — интегрированная Электроника. Так наименование получила компания Microsoft — MICROcomputer SOFTware. Акронимы, когда нейм составляется также из начальных букв, но звучит как полноценное слово: издательство «МИФ» или зубные пасты R.O.C.S.
Как один из методов креативного подхода в нейминге, чтобы указать на превосходство продукта. «Супер-клей», «Мегафон». Тут важно, чтобы название действительно соответствовало качеству товара. Здесь можно упомянуть гиперболу, например «Детский мир».
Первые буквы полных названий брендов. LG — Lucky и Goldstar, IBM — International Business Machines, BMW как - Bayerische Motoren Werke.
Художественный и креативный метод - придумать слова и зарифмовать их. Детский магазин «Дочки-сыночки», крупная торговая площадка в Китае — Таобао, Coca-cola, BioMio, «Сели-съели».
Переносное значение слова, которое оно придает определенный смысл названию. Рамблер — известная поисковая система, название образовано от английского Rambler, что значит «поводырь».
«Индустрия чистоты» — химчистка;
«Снежная королева» — магазин верхней одежды;
«Малыш» — интернет-магазин детских товаров;
«Важный день» — event-агентство;
«Барьер» — фильтры для воды
Отличный вариант, когда бренд существует только в сети. Например, «АВТО.РУ» «Учи.ру», zigmund.online. Благодаря доменам, пользователи легко запоминают и узнают бренды.
В основе этого приема может быть реальная или выдуманная географическая точка, место. Реальное место может быть частью образа бренда, когда оно отражает качество продукта и его происхождение. Например, минеральная вода «Ессентуки 17», авиакомпания «Уральские авиалинии» — бренды, вызывающие доверие у клиентов. Географическое место можно придумать. Они создаются, чтобы показать позиционирование продукта и призваны вызвать позитивные ассоциации: «Простоквашино», «Сарафаново», «Вкуснотеево», «Доброград».
Необычный креативный подход, когда в название вписывается цифра, которая имеет фонетику и произношение. Иногда очень удачно получаются названия с таким приемом. Цифра в названии может что-то означать внутри компании или быть как-то связана с услугами или товарами бренда. Например, бренд одежды «1811» — это дата основания бренда. Бренд одежды 12storeez — 12 месяцев в году и 12 капсул одежды; Авиакомпания S7 — код России; Ювелирные салоны «585» — высшая проба золота.
Например, ваша компания создает или продает мебель. Можно посмотреть, как будет слово «стол» на разных языках. На английском – table, по-немецки – Tisch, на итальянском – tavolo. Возможно, вам очень понравится слово, часть слова или звучание. Из этого можно в дальнейшем придумать слово.
Не важно, каким из методов разработки вы воспользуетесь, главное, чтобы слово было простым, запоминаемым, без плавающего ударения, релевантным позиционированию, ожиданиям целевой аудитории и главное уникальным. Нейминг можно придумать самому, можно обратиться в профессиональное агентство, в конце концов слово может присниться. Не стоит пытаться в названии «впихнуть» все смыслы бизнеса или продукта – это просто не возможно, да и не нужно. Не стоит преувеличивать или завышать значение нейминга в брендинге. По мимо названия у бренда есть еще огромное количество носителей и атрибутов бренда, которые коммуницируют с вашими клиентами.